КНР заставила Японию считаться с собой в вопросе территориального спора. Методы жёсткие, но России, у которой японцы требуют Курилы, стоит задуматься…
…Ресторан «Сакура» полностью разгромлен. Окна выбиты, столы в зале переломаны, пол усеян осколками разбитых тарелок. Над входом двое жителей Пекина вывешивают красное китайское знамя - с такой гордостью, словно штурмовали Рейхстаг. Из окон валит дым, а толпа обступает одного из последних посетителей заведения, имевшего несчастье купить еду навынос. Несчастный загораживается от погромщиков пакетиком с суши.
- Китаец я, китаец! - кричит он в отчаянии. - Разве вы не видите?
Кто-то из соотечественников отвечает ему яростным воплем:
- ДА ЧТО Ж ТЫ СУШИ-ТО ЖРАЛ, ЕСЛИ КИТАЕЦ?!
Битва против суши
По всей Поднебесной бушуют антияпонские демонстрации. В Циндао группа китайских сотрудников известной фирмы «Панасоник» подожгла здание собственного завода, выкрикивая лозунги: «Сначала родина, потом - работа!» Суши-бары срочно закрываются, чтобы не стать объектами атак демонстрантов. В провинции Гуандун разграблена сеть супермаркетов «Джаско», торговавших продуктами из Cтраны восходящего солнца. В лобовые стекла «тойот» и «ниссанов» бросают кирпичи, и отчаявшиеся автовладельцы лепят на багажник стикеры: «машина - японская, сердце - китайское». У посольства Японии идёт бойкая торговля сырыми яйцами - окна здания залеплены грязными потёками желтков: так демонстранты выражают свою ярость по поводу «злой оккупации Японией островов Дяоюйдао, принадлежащих народу Китая». Скандалы между двумя странами теперь происходят в любой области, даже в мелочах - на днях японским спортсменам отказали в регистрации через Интернет на ежегодный марафон в Пекине.
Острова (в Токио их называют Сенкаку) достались самураям после разгрома китайской армии в войне 1894-1895 годов. Очень долго о безлюдных скалах в океане никто не вспоминал, пока в 1999 году там не нашли месторождение газа - с тех пор на архипелаг помимо Китая с Японией выдвинули претензии Южная Корея и Тайвань. Китайцы построили буровую платформу для добычи газа, японцы иногда арестовывают китайские шхуны, демонстративно ловящие рыбу в местных водах. Это продолжается годами. Так почему же вялотекущее противостояние вдруг переросло в антияпонские бунты в КНР?
- Все сейчас говорят о войне, но это лишь театральная постановка, - утверждает политолог из Гонконга Генри ФЫНЬ. - Заказное шоу в стиле «народный гнев не знает границ». В Китае исторически не любят японцев, и власти позволили трудящимся «побеситься»: потом протесты прекратятся так же внезапно, как и начались. Задача совсем иная: уличные битвы против суши - испытание новой политики Китая в стиле «как поставить мир на колени с помощью экономики». Первый опыт оказался успешен!
Тут не поспоришь. За две недели протестов в Китае прекратили работу сотни японских супермаркетов, встали заводы, собирающие электронику, японские рестораны срочно сменили меню на китайское и обвешались флагами КНР, как ёлка игрушками. В Интернете стартовала кампания «Будь патриотом, не покупай у япошек!». В результате продажи японских телевизоров в Китае упали в ПЯТЬ РАЗ, экспорт японского хрена васаби (модные суши принято поедать вместе с ним) - в ДЕСЯТЬ РАЗ.
Министерство торговли Японии заявило: если протесты не прекратятся и японские заводы в Китае не заработают в полную мощь, Страна восходящего солнца понесёт колоссальные убытки. В сентябре - октябре прибыли автомобильного концерна «Ниссан» в КНР упали на 20%, «Мазды» - на 40%, а «Хонды» - и вовсе на 60! В условиях жесточайшего финансового кризиса эти события для Японии - попросту катастрофа.
Сверхдержава на руинах
- Мир так долго боялся военной агрессии Китая, что забыл: экономический удар может быть круче атомной бомбардировки, - считает финансовый консультант Остин КАРОВСКИ. - Зачем Китаю воевать? Одна неделя протестов - и Япония оказалась на грани разорения. Сами японцы перепуганы: они, конечно, не откажутся от островов так быстро, но перестанут откровенно провоцировать Китай. КНР больше не нуждается во всём остальном мире: китайцам выгоднее продавать товары на внутреннем рынке, чем экспортировать их за границу. Пусть закроются все японские заводы в Китае - Поднебесная хоть и пострадает, но не умрёт. А вот экономике Японии тогда конец. Скандал с отказом от васаби, «хонд» и «панасоников» - эксперимент на будущее. Отныне любая страна, осмелившаяся возразить Китаю, подвергнется санкциям в виде «народного гнева» и бойкота товаров. На руинах суши-баров родилась сверхдержава.
Улицы в Китае окутаны облаками слезоточивого газа: выступления приняли такой размах, что полиции пришлось применять спецсредства. Обогатились торговцы японскими флагами - знамёна тоннами сжигали демонстранты, на втором месте по прибыли - крестьяне, оперативно подвозившие к местам протестов куриные яйца. 30-летняя Мэй ЛЮ, сотрудница кафе на столичной улице Ванфуцзин, мешая английские и китайские слова, кипятится: «Японцы всегда относились к нам по-свински. Убили двадцать миллионов китайцев во Второй мировой - и даже не извинились. Мы покажем им что к чему!» Я интересуюсь: зачем громить заводы, дающие работу самим китайцам? Мэй в ответ взрывается: «Да к чёрту! Лучше есть один рис, зато мы поставим Японию на колени!» Она с гордостью демонстрирует обложку для своего айфона с иероглифами «Защитим наши острова!». Эта обложка - тоже лидер продаж в КНР наравне с флагами и яйцами.
Само собой, я не призываю подражать Китаю в варварских погромах. Однако весьма неприятно смотреть, как премьер Японии пиарится, проводя регулярные «инспекции» Курильских островов с борта пограничного катера. И я уверен, если бы в ответ на такие поездки в России устраивали месячник бойкота японских товаров, в Токио бы призадумались: а стоят ли пиар-провокации с Курилами потери внушительной суммы денег? Так или иначе Китай заставил Японию считаться с собой в вопросе территориального спора. И нам это тоже не помешает.
Смотрите также:
- Константин Затулин: «Если украинские националисты продолжат глумиться над памятью ВОВ, во Львов приедет вся Россия» →
- Анатолий Кошкин: О какой ничье в отношении Курил говорит президент? →
- Травяное перемирие →