И нашим, и вашим. Чем регион ответит импорту?

Итак: куда идёт наше, своё, родное? В какие регионы и страны?

   
   

Чем богаты?

материалы к №12 Фото: АиФ

Больше всего область гордится лесом. «Наша беломорская древесина - ель и сосна - отличаются высоким качеством, древесина обладает хорошей плотностью, это её конкурентное преимущество, - говорит Алексей КОСТИН, председатель регионального профсоюза лесников. - На нашу целлюлозу исторически сложился спрос в Китае. Продукция лесопиления - это доска - идёт в Голландию, Египет, Великобританию, Израиль. Что касается продукции глубокой переработки - бумаги, гофротары, картона, -  она поставляется на внутренний рынок, многие наши школьники, например, используют тетради, сделанные на заводах области. Но также продукт покупают в Европе и Китае».

Отметим, что в Коряжме производится мелованная, чисто целлюлозная бумага. Больше никто в России такую бумагу не производит. Она используется для производства журналов, каталогов, книг, календарей и т.д. Покупатели продукции глубокой переработки древесины - это около 50 стран мира.

Другая отрасль, с которой ассоциируется регион, - это судостроение. Предприятия «Севмаш» и «Звёздочка» - достаточно закрытые производства. Но всё же завесу тайны для читателей «АиФ» там приоткрыли. Итак, при строительстве подводных лодок уже используются оте­чественные комплектующие. Речь идёт, например, о недавно заложенной подлодке «Архангельск». На предприятии «Севмаш» производят судовые подшипники. Говорят, что в производстве подшипников ему нет равных. Это элемент судового валопровода. А благодаря валопроводу движется судно. На «Звёздочке» тоже производят свои, на первый взгляд, непонятные системы - это подруливающие устройства и винторулевые колонки. Несмотря на сложные названия, это настоящий прорыв в импортозамещении. Первые устанавливаются в носу судна, а вторые в корме судна. И нужен такой комплекс для маневрирования судна: например, оно может поворачиваться, стоя на месте. Такие устройства идут на большие танкеры и сухогрузы. Конструкции уже заказывают у нас питерские и ярославские заводы. До того, как мы научились это делать, использовались аналогичные иностранные комплекты, произведённые в США, Германии, Финляндии.

К слову, на «Звёздочке» есть и ювелирное производство. Здесь алмазы с месторождения имени Ломоносова ограняют в бриллианты. Они реализуются через оптовую сеть в разных городах: в Москве, Нижнием Новгороде, Костроме, Казани, Волгограде, Калининграде, Североморске.

А куда идёт наша рыба? «Архангельский траловый флот поставляет рыбу в три российских порта: Архангельск, Мурманск и Санкт-Петербург, - рассказал Сергей НЕСВЕТОВ, исполнительный директор АО «АТФ». - Практически вся рыба реализовывается в этих портах крупным оптовым покупателям. По нашей информации, выловленную Архангельским тралфлотом рыбу потребляет практически вся Европейская часть РФ».

А вот в лёгкой промышленности дела обстоят очень уж нелегко, намного тяжелее, чем в тяжёлой промышленности. В магазинах одежды, на рынках мы чаще всего видим продукцию, сделанную в Китае и других странах, где дешёвая рабочая сила. Российская лёгкая промышленность производит лишь 25% продаваемой продукции. Остальные 75% импортируются.

   
   

Среди проблем отрасли можно отметить: недоступное и дорогое заимствование; занижение банками стоимости залоговых активов; длительные и сложные процедуры согласования заявок на займ; сырьевуюзависимость, а также снижение покупательской способности.

Фото: АиФ

В Поморье существует несколько десятков предприятий, осуществляющих пошив одежды. Максим ПУШКИН, предприниматель, говорит, что развиваться им крайне тяжело, цены на ткани растут. А в Турцию, откуда они их раньше везли, сейчас вообще не попасть. «Если мы поднимем цены, это отпугнёт покупателей. Как тут развиваться?» И всё же предприниматель нашёл выход: реализовывает одежду через Интернет. «Рекламу ведём в социальных сетях и по «сарафанному радио». Пока, признаётся Максим, они работают в ноль.

 

Изобрели удобрения

Впрочем, со скрипом, но мы в плане импортозамещения продвигаемся вперёд. В стадии разработки у нас несколько крупных проектов. Это клюквенный проект и удобрения из золы. Несмотря на наши северные запасы клюквы, все морсы, клюквенные концентраты содержат исключительно американские ягоды. В области готовится наш ответ американской клюкве. На болотах Холмогорского района, а именно на торфяном месторождении Дикое, недалеко от деревни Копачёво, строятся чеки (земляные ванны - каждая размером с 1 гектар), внутри которых в следующем году будет высажены саженцы клюквы. Каждый чек в год будет давать ориентировочно 15-20 тонн клюквы.

материалы к №12 Фото: АиФ

Второй проект - гранулированное удобрение из золы. «Зола является отходом на целлюлозно-бумажных предприятиях, - рассказал «АиФ» Михаил СИЛАНТЬЕВ, председатель областной Ассоциации фермеров. - Архангельские химики совершили научное открытие: они запатентовали способ гранулирования золы без добавления в неё различных склеивающих веществ. Производство этого нового в РФ удобрения должно начаться в конце текущего года под Архангельском».

Конечно, это не все производства и не все проекты нашего региона. Говоря о том, что есть, нельзя забывать о том, чего нет, но могло бы быть. На прилавках у нас до сих пор конфеты «Рошен», а в магазинах майки с иностранными флагами. Однако видно, что многие продукты, сделанные в Поморье, пользуются спросом и не пылятся на складах.

Кстати

На выходных в московском «Крокурс-экспо» открылась выставка «Интурмаркет», где были представлены чипсы из водорослей. Архангельский водорослевый завод - единственный в России переработчик морских водорослей. Продукция поставляется во многие регионы России и ближнего зарубежья.

Смотрите также: