Какие виды медицинской помощи должны оказываться бесплатно?

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, оказываемую в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - Программа), ежегодно утверждаемой Правительством.

   
   

Основные государственные источники финансирования Программы - средства системы обязательного медицинского страхования и бюджетные средства.

На основе Программы субъекты Российской Федерации ежегодно утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Какие виды медицинской помощи Вам оказываются бесплатно?

1. Первичная медико-санитарная помощь. Оказывается фельдшерами, акушерами и другими медработниками со средним медицинским образованием; врачами-терапевтами, врачами-педиатрами, в том числе участковыми врачами, врачами общей практики и врачами-специалистами.

2. Специализированная медицинская помощь. Включает профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе в период беременности, родов и послеродовой период.

3. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается с применением новых сложных или уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники.

4. Скорая медицинская помощь. Оказывается при заболеваниях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При необходимости осуществляется медицинская эвакуация.

   
   

5. Для избавления от боли и облегчения других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных пациентов предоставляется паллиативная медицинская помощь.

Эти виды медицинской помощи включают бесплатное проведение:

-  медицинской реабилитации;

-  экстракорпорального оплодотворения (ЭКО);

-  различных видов диализа;

-  химиотерапии;

-  профилактических мероприятий, включая:

• профилактические медосмотры, в том числе детей, работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме, в связи с занятиями физической культурой;

• диспансеризацию взрослого и детского населения.

Граждане проходят диспансеризацию бесплатно в той медицинской организации, к которой они прикреплены. Большинство мероприятий в рамках диспансеризации проводятся 1 раз в 3 года за исключением маммографии для женщин (51 - 69 лет) и исследования кала на скрытую кровь для граждан (49 - 73 лет), которые проводятся раз в 2 года;

• диспансерное наблюдение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами.

-  дородовой диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин;

-  неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний у новорожденных;

-  аудиологического скрининга у новорожденных детей и детей первого года жизни.

Граждане обеспечиваются лекарствами в соответствии с Программой.

Вы не должны платить за

-  оказание медицинских услуг;

-  назначение и применение в стационарных условиях, в условиях дневного стационара, при оказании медицинской помощи лекарственных средств по медицинским показаниям:

а)  включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

б)  не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;

• назначение и применение медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания по медицинским показаниям;

• размещение в маломестных палатах пациентов по медицинским/эпидемиологическим показаниям;

• создание для детей в возрасте до 4 лет условий пребывания в стационаре, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей или законного представителя в медицинской организации, а для ребенка старше указанного возраста - при наличии показаний;

• транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, для проведения ему диагностических исследований в другой медорганизации.

Предельные сроки ожидания Вами медицинской помощи

Сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме (при внезапных  острых  заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента) не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

Сроки ожидания:

-  приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;

-  проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;

-  проведения диагностических инструментальных (рентген-исследования, включая  маммографию, функциональная  диагностика, УЗИ) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения;

-  проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 30 календарных дней, а для пациентов с онкологическими заболеваниями - 14 календарных дней со дня назначения;

- специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями - 14 календарных дней с момента установления диагноза.

Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. Но! Время доезда может быть скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей региона.

Если нарушили Ваши права

По вопросам бесплатного оказания медицинской помощи и в случае нарушения прав на ее предоставление, разрешения конфликтов, при отказах в оказании медицинской помощи, взимании денежных средств за её оказание, следует обращаться в:

• в страховую медицинскую организацию, к страховому представителю, - очно или по телефону (указан в страховом полисе);

• администрацию медицинской организации - к заведующему отделением, руководителю медицинской организации;

• Министерство здравоохранения Архангельской области, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области.

• общественные советы, организации по защите прав пациентов при органе государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и при территориальном органе Росздравнадзора;

• профессиональные некоммерческие медицинские и пациентские организации;

• федеральные органы власти и организации, включая Минздрав России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Росздравнадзор и пр.

О платных медицинских услугах

Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, транспортных услуг) дополнительно при оказании медпомощи.При этом платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме или в виде осуществления отдельных консультаций, вмешательств.

Медицинские организации, участвующие в реализации Программы и территориальных программ, имеют право оказывать платные медицинские услуги:

• на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами;

• при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством;

• иностранцам, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по ОМС, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

• при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением:

а) самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, выбранную им не чаще одного раза в год (за исключением изменения места жительства или места пребывания);

б) оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме при самостоятельном обращении гражданина в медицинскую организацию;

в)  направления на предоставление медицинских услуг участковыми врачом-терапевтом и врачом-педиатром, врачом общей практики (семейным врачом), врачом-специалистом, фельдшером, а также оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи по направлению лечащего врача;

г) иных случаев, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья.

Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых пациенту без взимания платы в рамках Программы.

Что нужно знать о страховых представителях страховых медицинских организаций

Страховой представитель - это сотрудник страховой медицинской организации, прошедший специальное обучение, который:

• предоставляет Вам справочно-консультативную информацию, в том числе о праве и порядке выбора (замены) страховой медицинской организации, медицинской организации и врача, а также о порядке получения полиса обязательного медицинского страхования;

• информирует Вас о необходимости прохождения диспансеризации и опрашивает по результатам ее прохождения;

• консультирует Вас по вопросам оказания медицинской помощи;

• сообщает об условиях оказания медицинской помощи и наличии свободных мест для плановой госпитализации;

• помогает Вам подобрать медицинскую организацию, в том числе оказывающую специализированную медицинскую помощь;

• контролирует прохождение Вами диспансеризации;

• организует рассмотрение жалоб застрахованных лиц на качество и доступность оказания помощи.

Страховой представитель также поможет Вам в случае:

• отказа в записи на приём к врачу-специалисту при наличии направления лечащего врача;

• нарушений предельных сроков ожидания медицинской помощи;

• отказа в бесплатном предоставлении лекарств, медизделий и лечебного питания - всего того, что предусмотрено Программой;

• когда Вам предложено оплатить медицинские услуги, которые назначил Ваш лечащий врач. Если Вы уже заплатили за них, сохраните кассовый чек и обратитесь в страховую медицинскую организацию, где Вам помогут установить правомерность взимания денежных средств, а при неправомерности - организовать их возмещение;

• когда Вы считаете, что Ваши права нарушены.

Куда звонить?

Горячие линии страховых медицинских организаций в Архангельской области:

Архангельский филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» - 8(800)100-07-02

Филиал ООО «РГС-Медицина» - «Росгосстрах-Архангельск-Медицина» - 8(800)100-81-02

Остались вопросы?

Звоните на «горячую линию» территориального фонда ОМС Архангельской области по телефону: 8(800)100-11-29

Все звонки бесплатны.