«Секретные» люди. Кто создавал военную мощь страны в Северодвинске?

Знаменитый крейсер был заложен в 1955 году.

   
   

На Севмаше тогда работали в три смены. Над АПЛ трудились 135 крупных предприятий СССР. Разработка была опытной и велась с нуля. За решение проблем с приручением атомной энергии отвечал академик Анатолий Александров, который с 1943 года также работал вместе с другими учёными над созданием ядерной бомбы. На юбилей в Северодвинск приехал сын легендарного академика, Пётр Анатольевич Александров. Мы вспомнили, как всё это было.

«Где твой отец?»

- Пётр Анатольевич, ваш отец очень часто бывал в Северодвинске. А что вас сейчас связывает с городом корабелов?

- В Северодвинске я не первый раз. Около десяти лет назад я был у вас на Севмаше. Мы предполагали осуществить в рамках российско-американской программы проект для учёных, занятых военными проблемами. Но в свете последних событий это не получилось сделать. Бывал на «Звёздочке», когда была закладка корабля, который носит имя «Академик Александров» и назван в честь моего отца. Он уже построен.

- Как повлияла работа вашего отца на вашу карьеру? Правда ли, что у вас все в семье учёные?

- Не все, конечно, связаны с физикой. Например, моя сестра пошла в медицину, брат - биофизик. Ну а мы со старшим братом стали чисто физиками, как папа.

- Академик Александров с 1943 года вместе с Курчатовым занимались созданием ядерного оружия. Такие люди, как ваш отец, в СССР были секретными. Как вы это ощущали в детстве?

   
   

- Да, очень хорошо ощущал. Потому что за Анатолием Петровичем постоянно ходили три человека. Они ездили с ним по всем мероприятиям, находились на работе в институте. И более того, они даже с нами ездили в отпуск. Для них это всегда было ужасом. Потому что они люди городские. А мы путешествовали на природе, ездили на лодках. И вот эти бедные люди, со своими пистолетами, ездили все время с нами.

- А в каком возрасте вы начали понимать, что ваш папа занимается делами секретной и государственной важности?

- Наверное, когда учился в школе, где-то в 6-8-х классах. Меня как-то вызвали к директору. Он спрашивает: «А где сейчас находится твой отец?» Они просто его не видели никогда в школе. Я ответил, что не знаю, он часто уезжает в командировки. Директор спрашивает: «А часто ездит?» Я говорю, что часто. «А куда?» «Не знаю!» «А зачем»? «Не знаю!» Значит, у него есть вторая семья, решили в школе.

- То есть учителя не знали, чем занимается ваш отец?

- Никто не знал. И я тоже не знал. Потом в школу пришли те самые люди, которые нас сопровождали. Мы их называли «духами». Все они в КГБ работали. Они поговорили с директором. После этого меня про отца никто не спрашивал. А куда папа ездит, мне даже глупо было спрашивать об этом?

Фото: Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»

Приказ сталина

- Знали ли вы об отношениях отца с Лаврентием Берией?

- Он мне кое-что рассказывал. Я, кстати, выпустил книгу в память о папе «Академик Анатолий Петрович Александров. Прямая речь». Мы как-то с женой его поймали на даче и уговорили записать на магнитофон свои воспоминания. И вот на основе их мы выпустили такое издание. К ним ещё добавили воспоминания тех людей, которые работали с Александровым. С Берией у папы было несколько личных встреч, которые он хорошо запомнил.

- Были конфликтные ситуации?

- Была одна конфликтная ситуация с Берией. Это 1946 год. Анатолий Петрович тогда работал в Ленинградском физико-техническом институте. И работал над атомной проблемой по договорённости с Курчатовым. И вдруг его вызывают в Москву. По слухам, он уже знал, что его хотят назначить директором института физических проблем вместо академика Петра Капицы. Капица - известный великий учёный, но что-то сделал не так. Анатолий Петрович этого назначения очень не хотел. Когда он сошёл в Москве с поезда, купил бутылку водки, открыл её, побрызгал на себя и пришёл к Берии. Лаврентий Палыч предлагает ему должность. А Анатолий Петрович подошёл к нему близко и говорит: «Вы знаете, я никак не могу. Я иногда выпиваю, могу сказать что-нибудь, а потом не помню ничего». И тогда Берия ему говорит, что знает, где и когда он купил бутылку водки, что с ней сделал, и вручил ему приказ Сталина о назначении.

- То есть слежка за академиком была постоянная? Не только сопровождение?

- Получается, да. Вот я вам рассказываю, что услышал от папы.

- В истории известен факт, что академик Александров, выступая на одном из съездов партии, очень нелестно высказался о политике государства и это ему простили. Что вы об этом знаете?

Фото: Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»

- У него были смелые для того времени речи про качество нашей жизни. Он постоянно об этом говорил.

- Как Анатолий Петрович переживал трагедию на Чернобыльской АЭС?

- В самой трагедии он никак не был задействован. Это не его вина. Но хочу вам главное сказать. Вот автомобиль - это опасно или не опасно? Если им управляет человек, который умеет ездить, это вполне безопасно. С другой стороны, если вы на большой скорости крутанете руль, вы перевернетесь. Вот так же и в атомной энергетике. Если сильно постараться, то можно довести реактор до такого состояния, что он станет опасным. К тому же знали, что у этого реактора есть недостатки. Там была написана подробная инструкция, как действовать и что ни в коем случае делать было нельзя. Анатолий Петрович постарался взять на себя всё это дело, ответственность.

- Пётр Анатольевич, в прошлом веке были такие эпохальные события, как полёт Юрия Гагарина в космос, построили первую АПЛ. Вы сейчас работаете в Курчатовском институте, продолжаете дело своего отца. Как, на ваш взгляд, изменилось отношение государства к атомной отрасли как к науке? К ядерной физике?

-Ну, конечно, уже всё не так, как раньше. Тогда мощь страны, экономическое состояние сильно зависело от успехов в этих областях. И тогда вот эти профессии, связанные с ядерной физикой, они превозносились, потому что государство хотело, чтобы в этой отрасли был прогресс. Сейчас этого нет. Это очень сильно заметно по нашей зарплате. Поэтому нет таких сильно прорывных направлений, как раньше. Хотя физически новые открытия возможны, но вкладываться в отрасль никто не хочет.

- Какой сегодня средний возраст учёного в России, который занимается атомной энергетикой? Идёт сегодня молодёжь в эту науку?

- Молодёжь идёт. Положение кое-как выправляется, так как в 90-е годы был абсолютный провал. И у нас сегодня сорокалетних людей в этой отрасли практически нет. Все старше. Мне уже 75. Студентов сейчас нужно долго обучать, потому что качество обучения сильно снизилось. Это следствие изменения нашей экономической ситуации в целом.

Досье

Пётр Анатольевич Александров - известный учёный, физик. Родился в 1943  г., окончил физфак МГУ, работает в институте атомной энергии  им. Курчатова, преподаёт, имеет четверых детей. Сын академика Александрова, создателя первой атомной подводной лодки.

Справка

«Ленинский комсомол», первоначально К-3, - первая советская атомная подводная лодка, головная в серии. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Подводная лодка была выведена из состава Северного флота только в 1991 году. Сейчас предположительно её музифиицируют на судоремонтном заводе «Нерпа», что в мурманской области. Срок окончания работ неизвестен.