В Архангельске продолжается работа над анимационном фильмом, посвященном 440-летию города, герои - исторические личности Поморья.
В некоторых мультстудиях съемочный процесс уже закончился, настало время обработки отснятого материала, а, значит, у педагогов появилось немного времени, чтобы рассказать о проделанной работе.
Мы пообщались с руководителем студии мультипликации «Радуга», МБОУ «ОСОШ №2» СП «Устьянский ДЮЦ», что в посёлке Октябрьский, Устьянского района Надеждой Рогозиной.
Проект к юбилею города
Анна Нечай: Расскажите о мультсериале к 440-летию области. Что в итоге это будет такое?
Надежда Рогозина: В проекте «Мультсериал к 440-летию Архангельска. Истории, которые рассказывают улицы» решили показать наш северный город Архангельск через историю названия его улиц, которые носят имена выдающихся личностей, прославивших город.
Героями мультфильма стали художник Тыко Вылка, и полярный исследователь Владимир Русанов, сказочник Степан Писахов и капитан ледокольного флота Владимир Воронин, и другие исторические личности. Над созданием мультфильма трудится большая команда - руководители и ученики мультстудий из пяти районов Архангельской области, которым предстояло в течение нескольких месяцев упорного труда побыть и сценаристами, и художниками, и операторами, и монтажерами. Также в команду входят профессиональные литераторы, историки, режиссёры, сценаристы студии «Союзмультфильм», специалисты саунд-дизайна, актеры архангельских театров.
Инициатором создания проекта стал Поморский культурный фонд «Берегиня». Проект стал одним из победителей первого конкурса 2024 года Президентского фонда культурных инициатив
- Что именно ваша студия делает для этого проекта?
- Наша студия в рамках проекта изучала личность Степана Писахова в молодости, его путешествия по миру, творческий путь художника. Что касается непосредственно создания мультфильма - мы снимали несколько сцен из детства Писахова, и показывали диалоги Степана с отцом, которые раскрывали выбор Степаном профессии, непростые отношения с отцом.
- Что было самым сложным при работе над сериалом?
- Анимировать лицо героев. В нашей части серии много диалогов, необходимо было показать эмоции героев. Приходилось не раз переснимать.
С нетерпением ждём премьеры мультфильма!
Дело, которое объединяет
- На ваш взгляд, зачем нужны такие проекты?
- Во-первых, такие проекты объединяют. Большое команда работает над проектом, не только дети и их руководители, но и ,конечно же команда профессионалов. Дети могут увидеть других детей, которые так же увлечены мультипликацией.
Ведь ещё несколько лет назад мы просто занимались анимацией в своей мультстудии. И не знали, что в соседних районах среди сверстников так же кипит работа по созданию мультфильмов.
Во-вторых, дети наглядно видят весь спектр профессий, которые необходимы для создания анимации. То есть ребенок уже сейчас может задуматься о своем будущем, возможно кто-то захочет получить профессию в мире анимации.
В-третьих, дети видят тот колоссальный труд, который выполняет огромное число людей, осознают масштаб работы, понимают свою причастность к чему-то большому и серьёзному, это всё рождает ответственность, приходит понимание, что раз уж взялись за дело, то необходимо довести его до конца и сделать всё максимально качественно и в срок.
- В последнее время в нашей области стали появляться различные студии мультипликации. Как считаете, откуда такой интерес? Почему именно мультипликация привлекает внимание?
- Всё детство ребёнка связано с мультипликацией. Дети любят мультфильмы, всегда с удовольствием их смотрят. Вспомнить даже свое детство - ждёшь с нетерпением просмотра мультфильма, ведь это - целый мир. Причём для ребёнка настоящий мир. И, конечно же, дети любят творчество, можно даже сказать, что ребёнок - это и есть творчество. И вот на волне развития технического направления дополнительного образования получилось совместить любовь детей к мультипликации и тягу к творчеству в единое целое.
Плюс создание анимации - настолько многогранный процесс, что совершенно невозможно не заинтересовать детей данным видом творчества. Здесь каждый ребёнок сможет найти себя: кто-то любит рисовать, кто-то лепить, кто-то создавать бумажные или поделки из подручных материалов, а кто-то увлечен техническим творчеством. Всё это (и даже больше) есть в мультипликации! В этом, я думаю, кроется такое повышенное внимание к мультипликации как виду детского творчества.
С горящими глазами
- Насколько легко было заинтересовать детей созданием мультфильмов?
- На мой взгляд, совершенно несложно. Когда я прихожу на первое занятие по мультипликации в детский сад (я провожу занятия у детей с пятити лет), и говорю им, что мы научимся создавать с ними настоящие мультфильмы, дети сначала не верят. Показываю им уже созданные детские мультфильмы, и здесь их глаза загораются, они ещё не понимают, как создается мультфильм, но чувствуют, что прикоснулись к настоящему волшебству!
- Что подобное хобби даёт ребятам?
- Как я уже говорила, этот вид творчества оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребенка, ведь при создании анимационного фильма ребёнок использует весь спектр своих возможностей. Может побывать в роли автора сюжета, сценариста, актера, художника, аниматора, режиссера, монтажера.
Немаловажно и то, что мультипликация - это командный вид деятельности. Работая над созданием мультфильма, участникам процесса приходится совместно выбирать тему мультфильма, разрабатывать сценарий и персонажей, договариваться в распределении ролей. А еще создание анимационного фильма - важнейший жизненный опыт, ведь ребёнку предоставляется возможность поставить себя на место героя, прожить с ним различные эмоции, преодолеть трудности. Таким образом, создаются условия для формирования у ребенка основ поведения и общения, развития эмоциональной сферы.
Новый опыт
- Почему вы решили стать мультипликатором? Почему решили заняться мультипликацией с детьми? Как возникла идея создания детской студии мультипликации?
- Стать педагогом-мультипликатором меня сподвигли обстоятельства - на базе нашего учреждения необходимо было открыть новое техническое направление, мультипликация показалась мне самой интересной для дошкольного и младшего школьного возраста. Так у нас и появилась Студия детской мультипликации «Радуга».
А год назад я проходила обучение в рамках проекта «Мультмастерская для руководителей детских студий анимации Архангельской области», что позволило мне попробовать свои силы в создании собственного мультфильма. Это был новый и столь нужный опыт для развития нашего объединения.
- А есть у вас мечта, планы, как должна развиваться ваша студия дальше?
- В будущем мне хотелось бы создавать с детьми помимо традиционной анимации и компьютерную. Ну, и заинтересовать мультипликацией детей более старшего возраста.
- А что нужно для того, чтобы начать создавать компьютерную анимацию?
- Для этого, конечно, необходима материально-техническая база. Также мне самой требуется пройти обучение данному виду деятельности, так как сейчас я свободнее себя чувствую именно в творческой части создания анимации, а вот техническую сторону необходимо развивать в большей степени. Это входит в мой план по саморазвитию на ближайшее время. А детей, я думаю, привлечь к созданию компьютерной анимации будет не сложно.
Досье
Надежда Рогозина родилась в 1987 г. в посёлке Кодино Онежского района.
В 2011 г. окончила факультет педагогики начального образования и социальной педагогики Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.
В 2023 году прошла обучение по курсу «Анимация» от киностудии «Союзмультфильм» в рамках образовательного проекта «Мультмастерская для руководителей детских студий анимации Архангельской области».