Первый шаг на выход из карантина: «Рыбный обоз» состоялся в закрытом режиме

Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова провел первое мероприятие в оффлайн-формате после действия карантинных мер. В закрытом режиме состоялся показ эскизов в рамках лаборатории молодых режиссеров «Рыбный обоз», перенесенной с июня на конец июля.

   
   

«Миф Древней Греции» - эту тему постарались в своих работах раскрыть три режиссера Андрей Гогун (Санкт-Петербург), Андрей Воробьев (Барнаул) и Филипп Виноградов (Москва).

- Я очень рад, что мы всё-таки проводим лабораторию в этом году, хоть по срокам мы её и передвинули в связи с известными событиями. Идея с мифами очень важна, пока она не перегорела. Интересно то, что режиссёры брали не драматургический источник, а миф в чистом виде. Искали «ключи», думали, как сценически раскрыть миф, как рассказать его, - автор проекта и главный режиссёр театра Андрей Тимошенко.

Первым свой эскиз представил Андрей Гогун. Он назывался «Миф об Одиссее Первозванном»

- Помимо режиссуры я занимаюсь IT-деятельностью, и по долгу службы мне попался кусок архива Санкт-Петербургского университета. В девяностые годы была проведена экспедиция, в ходе которой в Архангельской области была найдена почти заброшенная деревня. Там жили только три пожилые женщины, они показали очень странное действо, которое называлось «Игра об Одиссее Первозванном». Сохранилась часть сценария того, что те женщины разыгрывали, фотографии, немного аудиозаписей. Часть информации удалось восстановить. Сценарий возродили почти полностью, но мы, к сожалению, не успели поставить все сцены. В результате, с помощью Анны Тетериной из ансамбля народной музыки «Антари Поморья» удалось реконструировать этот опыт, - поприветствовал всех режиссер. Его слова – мистификация, которой веришь.

В эскизе, пусть миф и об Одиссее, на сцене находятся всего три женщины, повествующие жестокую историю с помощью бытовых вещей: овощей, спиц и прочего. В какой-то момент начинаешь чувствовать себя маленьким ребёнком, которому что-то рассказывает бабушка, так же для повествования используя что-то очень простое и бытовое, но так умело, что не возникает вопроса – почему так.

- Хотелось рассказать миф об Одиссее с женской точки зрения и попытаться срифмовать морскую тематику античного средиземноморья с морской тематикой Поморья. Было интересно, что из этого выйдет. По-моему, всё сошлось. Благодаря размеру сцены и тому, что точек внимания три, зритель не устаёт. На камерной сцене, я считаю, этот спектакль бы не получился. А

   
   

актрисы восхитительные. Желаю каждому режиссёру таких актрис, - сказал Андрей Гогун.

Следующим на камерной сцене театра был представлен эскиз «Метаморфозы» Андрея Воробьёва.

- Я счастлив уже потому, что приехал к вам. Это правда огромное счастье – познакомиться с таким театром, с актёрами. Выражаю благодарность организаторам лаборатории, и в первую очередь Андрею Николаевичу. Мы постарались оторваться. Не знаем, как у нас это получится, поэтому я надеюсь, что мы все вместе станем соавторами спектакля. У нас такой театр. Я назвал это даже не «эскиз», не «этюд», это - «ощущение». Мы попробуем с вами нашим ощущением материала поделиться. Мы поговорим о любви, - выступил перед показом режиссер.

В эскизе соединились два мифа – о похищении Персефоны Аидом и об Орфее и Эвридике. В мифах Древней Греции всё связано между собой, ведь все боги являются друг другу кровными родственниками. Но здесь боги, или вернее сказать, бог (Аид – Иван Братушев), вопреки всем стереотипам о Древней Греции и штампам о мифе – так же, как и все, смущается, оказывается под влиянием женского обаяния.

- Режиссёр - такая профессия, что надо влюбиться в материал. Когда я стал читать мифы, работать над ними, это произошло. И артисты тоже влюбились, я это чувствую. Здесь всё про людей, всё про любовь. Это нам всегда близко, - сказал Андрей Воробьёв.

Для третьей работы - эскиза по мифу о Прометее - Филипп Виноградов выбрал площадкой Абрамовский зал.

- Этот эскиз – попытка поиска языка на данную тему. Получилась музыкальная история, как я и задумывал, - прокомментировал режиссер.

- Когда к нам приехал Филипп, он откровенно начал с нами диалог, - сказал, что ему важен процесс. Результат может не получиться, мы можем вообще ни к чему не прийти, а можем и прийти. По крупицам мы собирали наш эскиз, шли от наших ощущений. И спасибо режиссёру, что позволил нам это сделать. Работа с готовым материалом – это одно, а когда режиссёр приходит и питается от нас, артистов, это совершенно другая работа, другой театр. И это бесценный опыт. Для нас была важна энергия. Нам хотелось этим внутренним огнём поделиться со зрителем. Возможно, это не цельная история, а просто размышления около мифа. И нам это интересно. Интересно, как Прометей висел на стене, как его прибивали, как к нему бесконечно прилетал орёл. Конечно, многое не вошло. Но что-то получилось, и для меня лично это важно, - поделилась впечатлениями актриса Анна Рысенко.

Проводилась видеосъемка всех эскизов. После монтажа они будут размещены в официальной группе театра в ВК. Там же зрители смогут познакомиться с ними и проголосовать за наиболее понравившийся.

- Математически творчество нельзя разложить, но всегда есть предчувствие того, что получится. Выбирая режиссёров, мы с коллегами основывались именно на предчувствии и попали в яблочко. Принимать решение о том, какой эскиз станет спектаклем будем, конечно, экспертным советом. Эта лаборатория моего авторства, поэтому, наверное, мой голос будет решающим. Но безусловно учту мнение коллег и, если получится показать эскизы зрителям в Интернете в видеоформате, и с помощью них, - подытожил Андрей Тимошенко.