«Нужно сбросить пафос». Почему северяне перестали слушать народную музыку?

Почему русские народные песни за границей любят больше, чем у нас? И как нам научиться ценить своё искусство?

   
   

«Очень хочется сегодня подготовить такую песню, как «Вы вставайте-ка, братцы-ребятушки». Эта песня направлена на то, чтобы поднять в людях русский дух. Я, как и мы все сейчас, переживаю из-за событий, происходящих на Украине. Совсем рядом идёт война, гибнут люди. И в это время нам необходимо воспрянуть духом. Мне очень хочется поднять из архива песни и сделать их в новом ключе, обновить хоровой репертуар», - поделилась с «АиФ» планами на предстоящий сезон хормейстер Северного русского народного хора Надежда Миронова.

Попса, как чипсы

Анна Нечай, «АиФ-Архангельск»: А люди вообще готовы сегодня слушать народную музыку или попса всё же лидирует?

Надежда Миронова: Сегодня люди устали от попсы, и им хочется настоящего творчества. А попса этого никогда не даст. Это как чипсы. Да, мы можем любить чипсы, но они вредят нашему здоровью. А от попсы происходит духовный распад. Слушая качественную музыку, такую как, например, джаз или фольклор, человек возвышается. А значит, надо представить фольклор таким образом, чтобы было интересно молодёжи. Нужно искать новый художественный язык. Важно и то, что сегодня однозначно нарастает волна интереса к фольклору. Правда, к фольклору австралийскому, африканскому и т.д. Наш русский фольклор представлен недостаточно. Поэтому перед нами стоит непростая задача: взять традиционную песню наших северных предков и привести её в такую форму, которая будет слушаться. Она должна быть в красивых аранжировках, с шикарной музыкой. 

- Вы не думаете о том, чтобы начать сотрудничать с известными музыкантами?

- В этом году на праздновании дня города мы выступили вместе с группой ДДТ, исполнив их песню «Это всё, что останется после меня». Это приятное творческое общение с человеком, которому не безразлична судьба Родины. Шевчук высказал желание продолжить сотрудничество, сделать совместный проект. Мы с удовольствием поддержим эту идею. Конечно, сотрудничать - это хорошо. Но всё же наша главная задача не искать звёзд, а найти свою волну.

Надежда Миронова. Фото: Из личного архива Н. Мироновой

Прогрессивная музыка

- Артисты Камерного оркестра уже не первое лето подряд выходят на набережную и просто играют для всех гуляющих. А вы не собираетесь следовать их примеру и так же идти в массы?

   
   

- Сегодня нам всем нужно сбрасывать с себя пафос и стать проще. Сейчас модно проводить различные флешмобы. И по сути  то, что делает Камерный оркестр, выходя на набережную, - это флешмоб. Они показывают, что они близки к народу. Посмотрите, артисты в театрах тоже сходят со сцены, идут в зал, вовлекают зрителя в действие. И это правильно. Это тенденция современного искусства. Лично я хочу, чтобы северная песня звучала везде, во всех формах современной музыки. Она может звучать в джазе или с камерным оркестром. А артисты могут устраивать концерты в простой одежде, а не в сценических костюмах. Музыка должна объединять.

Так, например, недавно я начала сотрудничать с такими известными архангельскими музыкантами, как Тим Дорофеев, Олег Юданов и т.д. Это высококлассные музыканты с огромным опытом. Музыка, которую мы исполняем, создана на основе многих течений. Это не джаз, не рок и не блюз. Музыканты ищут в разных стилистиках и сами создают свою музыку. Это новый взгляд и новая, прогрессивная музыка. Она поднимает слушателя над бытом. Вообще цель искусства - чтобы человек, соприкоснувшись с ним, рос.

- В Северном хоре существует кадровый голод?

- Конечно, кадровая потребность есть всегда. Хору нужны танцоры и вокалисты, баянисты и гусляры. Мне, например, очень нужен мужчина-вокалист. Ну и, конечно, нам очень нужны звёзды. А для того чтобы они проявились, нужны новые постановки.

Вместо покупок - шопинг

- Говорят, что за границей Северный хор даже популярнее, чем в России. Почему?

- За рубежом наш хор не только знают, но и очень любят. Люди съезжаются, слетаются на наши концерты. Им нравятся наши протяжные песни и красивейшие костюмы. Мы были в Сирии, Италии, Франции и т.д. Везде Северный хор принимают очень тепло. У иностранцев очень развит вкус. А у нас с 90-х годов на том же телевиденье нет никакого отбора информации. Как результат - изменились взгляды и восприятие. Сегодня красавица - это худая, полураздетая девушка. Но, на мой взгляд, настоящая красота должна быть прикрыта, в ней должна быть загадка. И тут сомнений нет - самые красивые женщины у нас на Севере. В Сирии нашим артисткам просто прохода не давали. А вообще, русским нужно научиться ценить своё, исконное. Вы посмотрите, у нас же всё кругом заменено иностранными словами. Мы ведь уже даже за покупками не ходим. Нет! У нас шопинг. Зачем нам это?

Досье: Надежда Миронова. Родилась в городе Ковров Владимирской области. Там же закончила музыкальную школу. Далее-Владимирское музыкальное училище и академия им. Гнесиных в Москве. В 2002 году познакомилась с Ниной Мешко, а в 2003 пришла работать в Государственный академический Северный русский народный хор.

Смотрите также: