Регулярно мы слышим о том, что та или иная уникальная церковь в Архангельской области вот-вот погибнет и нуждается в срочном спасении, а денег на ее ремонт нет.
Сгорают, как свеча
Анна Нечай, «АиФ-Архангельск»: Зина, расскажите об организации. Как она появилась? Как возникла идея заниматься восстановлением церквей?
Зина Тодорова: Организация «Рождественка» существует очень давно. Люди в ней очень разносторонние: восстанавливают памятники архитектуры, собирают фольклор, устраивают вечера, посвящённые писателям и деятелям культуры. Одним словом делают всё возможное, чтобы сохранить культуру и традиции. Одно из направлений деятельности организации – это консервационные работы на деревянных памятниках архитектуры. Постройки из дерева могут стоять очень долго, но стоит только начать разрушаться крыше, и они сгорают мгновенно, словно свечки. Думаю, что со временем волонтерские организации накопят достаточный опыт, чтобы участвовать и в реставрационных работах.
- А чем вас привлекла идея сохранять храмы и как вы попали в эту организацию?
- Мои однокурсники-архитекторы через Интернет узнали об организациях, которые занимаются сохранением нашего наследия и решили отправиться в экспедицию. Они меня и пригласили. Русское деревянное зодчество всегда как-то согревало душу. Когда из повседневной суеты попадаешь в такую постройку, словно встречаешься сам с собой. Ощущаешь мир и тепло, а так этого не хватает. Поэтому, думаю, что, по мере сил, надо сохранять подобные места. Например, церковь в Зачачье Холмогорского района, где мы были в прошлом году. Это уникальный храм удивительной красоты, но он на грани разрушения, а ведь какой большой заряд сил может дать его восстановление.
Восстанавливать и строить
- Среди волонтёров много молодых людей. При этом у нас принято считать, что молодёжи не интересна история, им лишь бы за компьютером сидеть. Получается это не так?
- Насколько я знаю, в «Рождественке», «Общем деле», «Реставросе» и других подобных организациях много молодёжи. Я вообще думаю, что каждый человек просто развивается в своём направлении и своём темпе. Конечно, компьютеры, новые технологии – это важно, но у любого человека есть потребность во внимании к его внутреннему миру.
- В Архангельской области существует такая тенденция, что постоянно строятся новые храмы, но при этом рушатся уникальные постройки прошлых веков. Это характерно для всей страны? Как вы к этому относитесь?
- Важно и то и другое. Мне думается, у нас богатое историческое наследие, которое может дать много сил для будущего. Ведь нельзя же всегда начинать всё с нуля. А значит, нужно и сохранять историю и строить новые храмы и церкви.
Страшные последствия
- Почему выбор пал на Архангельскую область? Как именно вы выбираете церкви, которые будете восстанавливать?
- Понимаете, у нас нет как таковой программы, в которой расписано на ближайшие годы, куда мы поедем, и что будем восстанавливать. Как встречи с людьми, которые происходят зачастую неожиданно, так же и встречи с памятниками. Кто-то рассказал, показал и вот уже невозможно расстаться. Так произошла встреча с Меландово Холмогорского района, с деревней Калитинка Каргопольского района и другими. Сейчас в Меландово сохранились две церкви – каменная двухпрестольная, с нижним тёплым Георгиевским храмом и холодным летним Троицким храмом, и деревянная Владимирская церковь. До постройки каменной церкви, на берегу Емцы стояли две деревянные церкви, Троицкая и Георгиевская. Обе церкви к началу XIX века пришли в ветхость. Кроме того, они сильно подмывались в весеннее половодье. Георгиевскую церковь решили разобрать и вместо неё построить каменный храм, но уже на более высоком месте, а деревянную Троицкую церковь местные жители просили «оставить стоять на старом месте, кою мы со временем возобновить желаем». И в 1848 году за счёт местного крестьянина Егора Маккавеева Троицкая церковь была отремонтирована и освящена во имя Владимирской иконы Божьей Матери. В 30-е годы прошлого века церкви закрыли. В каменной - сделали колхозный склад, в деревянной - организовали клуб и кинотеатр. А в Калитинке, например, местные жители очень хотели, чтобы их часовенка снова была открыта. И по сути, ребята из «Общего дела» выступали уже как помощники в этом деле. Но бывает по-разному. Наверное, сейчас судьбы уникальных памятников могут зависеть от любого, кто с ними встречается.
- Среди церквей, нуждающихся в реставрации, есть памятники, находящиеся под охраной государства. На них нельзя самовольно проводить какие-либо работы. Но при этом у государства нет средств на их восстановление. Как быть в такой ситуации?
- Действительно, сейчас многие об этом говорят. Надо учиться сотрудничать с Министерством культуры, реставрационными организациями и с духовенством. Если убрать законы охраняющие памятники – последствия могут быть страшными. Ведь памятники необходимо не просто сохранить, но и сберечь их художественный образ.
Досье: Зина Тодорова закончила Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова по специальности архитектор. Затем поступила в Московский архитектурный институт. Уже несколько лет является волонтёром организации «Рождественка». Так же участвует в экспедициях других подобных организаций.
Смотрите также:
- «Островок истории» Житель Петербурга восстанавливает храмы в Каргополье →
- Отец Андрей Хрусталев. О молодежи, биологии и эгоизме →
- Как Дрема и Ероша космос покоряли →