Мельницы в дикой природе. Чем наш Север так притягивает людей?

Что нужно для того, чтобы сохранить историю? Как сберечь нашу память для потомков?  

   
   

Об этом наш корреспондент беседовал с директором музея М.В. Ломоносова и создателем проекта «Ровдина Гора» Николаем Выморковым. 

За непредсказуемостью

- Николай, расскажите о проекте «Ровдина Гора». О чём он? Как и когда появился?

- Мы с моей женой в какой-то момент жизни в Архангельске поняли, что нам надо уезжать. Мы перебрались в Санкт-Петербург, пожили там несколько лет и заметили, что нам там банально скучно. Хотелось чего-то менее предсказуемого. Мы долго думали, чего нам хочется. И поняли, что видим себя живущими чуть ли не в лесу, на берегу моря, скорее всего Белого, и у нас гостят друзья, занимающиеся различным искусством. 

- С этой мыслью и вернулись в Архангельск?

- Да, и стали искать подходящую локацию. Проехали немало наших северных деревень и поняли, что всё-таки не готовы в такие условия ехать с маленькими детьми. 

А потом совершенно случайно я оказался на Курострове. Мне нужно было сделать фотографии местных достопримечательностей и девушка, которая меня сопровождала, привела меня к деревянной мельнице. Я сфотографировал её и всё. С первого взгляда это не произвело на меня особого впечатления. Лишь потом я подумал, что это очень здорово - старинная мельница на острове, да ещё и неподалёку от родины Ломоносова. Я стал узнавать про неё. Оказалось, она объект культурного наследия, но всеми забыта и заброшена. Мы поняли, что её нужно восстановить, но процесс этот не простой и не быстрый. И тогда решили привлечь внимание к этому удивительному месту. Так появился проект «Ровдина Гора». Стали писать проекты, подавать заявки на гранты на фестивали, волонтёрство, арт-резеденции. В каждый грант мы закладывали небольшую сумму, которая перенаправляется в пользу мельницы. 
Уникальная голландка 

   
   

- Всё-таки у нас в области очень много памятников наследия и красивых мест. Почему именно это место так зацепило?

- Хотелось найти место, куда будут ездить люди и где можно будет проводить различные мероприятия. А значит, до него должно быть легко добраться. Направление Холмогоры и Ломоносово уже давно и хорошо знакомо как жителям области, так и гостям. От Архангельска ехать достаточно недалеко и по хорошей дороге. И сама мельница по-своему уникальная. Во-первых, это мельница голландского типа. Интересно, что подобный механизм в Голландии использовался в XVI-XVII вв. Потом про него просто забыли, появились новые механизмы. У нас же эта мельница появилась в XIX в. Возникает вопрос, почему эта технология вдруг снова была использована? Где все это время хранилась информация о ней? 

Во-вторых, подобная мельница с соседнего острова стала экспонатом музея деревянного зодчества «Малые Корелы». Получается, что мельница на Ровдиной Горе последняя из оставшихся на своём месте в нашем крае. Да и вообще деревянных мельниц осталось не так уж много. В «дикой природе» их встретить не просто. 

- Что уже удалось сделать?

- Мы успели привести в порядок часть большого колхозного ангара, который стоит рядом с мельницей. Раньше там хранили трактора, принадлежащие местному колхозу. Мы выгребли весь мусор, навели порядок и сделали что-то вроде арт-центра. 

Сейчас там делаем экспозицию музея традиционных лодок. Вообще это скорее музей-мастерская. Собираем экспонаты, имеющие отношение к народному судостроению, сами учимся строить традиционные лодки. Потихонечку дело идёт, и к нам уже приезжают туристы. 

Что касается реставрации мельницы, то у нас сейчас налажены связи с теми, кто это может сделать. Нужно понимать, что это очень спе-цифическая работа, ведь речь идёт не о домике, а о сложном механизме, выполненном из дерева. И сейчас дело за деньгами, а их нужно немало. 

Проблема самоопределения

- В последние годы очень много идёт разговоров о развитии местного туризма. Как по-вашему, наша область готова к увеличению потока туристов? Да и готовы ли сами туристы сюда ехать?

- Естественно, у нашего региона большой потенциал, здесь есть что посмотреть. К сожалению, если проблемы с инфраструктурой, а также с самоопределением. Например, когда во время ковидных ограничений все поехали по стране, Мурманская область сыграла на том, что у них можно посмотреть северное сияние. В Карелии тоже понятно, зачем едут люди. Это озёра и скалы. А Архангельская область пока ещё думает, где бы найти такую идентичность, которая была бы чётко сформулирована. 

Просто наша область очень большая и разнообразная. Она как лоскутное одеяло, а значит собрать одну компактную историю для туристов очень сложно. Плюс проблемы с расстоянием. 

Но за те два года, что я работаю в музее Ломоносова, я могу сказать, что люди поехали. Очень выросло число туристов, которые прибывают к нам из Москвы и Санкт-Петербурга на своих машинах. Я вижу, что у людей есть интерес, а значит, есть куда развиваться. 

- Что же готовит музей Ломоносова для туристов, будет ли меняться?

- Когда я пришёл работать в музей, это был год перед юбилеем Ломоносова. В 2021 г. исполнилось 310 лет со дня рождения нашего земляка. Поступали предложения сделать что-то для музея. Не хотелось выбрасывать деньги на ветер, нужно было сделать что-то стоящее. 

Мы серьёзно подошли к вопросу и с московскими архитекторами разработали дизайн-проект музея. Пытались представить, каким музей Ломоносова должен стать в современном мире. 

В проекте мы попытались на минимальной территории и с минимальными средствами реализовать максимальное количество функций, необходимых музею. И когда мы организовывали презентацию проекта непосредственно в селе Ломоносово, кто-то из присутствующих сказал: «Вы знаете, Николай, на моей памяти вы далеко не первый, кто презентует концепцию развития музея и села, и пока еще никому ничего не удалось поменять!» 

К сожалению, и мне пока ничего не удалось изменить. Но зато теперь, когда к нам приезжают высокопоставленные люди и спрашивают, чем нам помочь, мы им сразу показываем наш проект и приблизительную смету. Получается, мы наметили тропу и поняли к чему стоит стремиться. 

А недавно в одной из кладовых музея я нашёл макет музея, изготовленный архангельским архитектором Вадимом Кибиревым в 80-х гг.. Это был достаточно смелый проект. И вот тогда мне подумалось, что скоро можно будет устроить выставку концепций развития музея. 

- Иногда складывается ощущение, что у нас в области очень много держится на неравнодушных людях, в том числе и в сфере культуры и туризма. Откуда у нас столько тех, кто готов трудиться ради спасения истории?

- Я думаю, причина в том, что у нас очень богатая фактура. В Поморье много всего сохранилось и очень жалко это потерять. Наши люди очень бережно относятся к тому, что видят. И это прекрасно. 

 Анна Нечай
 Фото из архива Николая Выморкова