«Луч солнца и позолоченная чаша». В Поморье восстанавливают древние храмы

«Если хотя бы каждый десятый бывший житель деревни приезжал на свою малую родину раз в год и делал что-то полезное, сохранились бы история, наша культура. Мы сохранили бы себя», - говорит протоиерей Алексей Яковлев, руководитель московского добровольческого проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Русского Севера».

   
   
Фото: pravoslavie.ru

Об этой организации мы узнали случайно, пролистывали районные газеты. В одной из них нашли объявление о поиске волонтёров для восстановления часовни. Разыскать «Общее дело» оказалось очень просто - Интернет нам в помощь. Позвонили туда, так и познакомились с отцом Алексеем, который рассказал нам не только о том, чем они занимаются, но и напомнил, кто мы все такие.

Домой - на родину

- Удалось ли вам найти волонтёров в Архангельской области? И где в этом году начнутся работы?

- Пока северян не так много. Как правило, у нас из общего числа волонтёров процентов пять - из  Архангельской области, так не должно быть, я считаю. Этим летом повезём две главки и установим их в заброшенной часовне в Плесецком районе и в храме в Верхнетоемскиом районе.

- В фотоальбоме на вашем сайте практически одна Архангельская область. Почему вас так привлекают наши края?

- В Архангельской области нет ничего более красивого, чем древние храмы, и при этом нет ничего более порушенного, поруганного и осквернённого. Храмы - это зеркало нашей души. Мы ответственны перед нашими прадедами, которые их строили, которые в советские годы даже  ценой жизни защищали их от разрушения, закрытия. Мы ответственны перед теми, кто был до нас и ответственны перед нашими детьми, которые могли бы порадоваться тому, какой славный народ жил на нашей русской земле.

Очень важно для нашей страны в целом вернуть людей хотя бы на небольшой промежуток времени к своей малой родине. В больших городах в основном живут люди, которые не так давно приехали сюда из более маленьких городов или сёл. В деревнях, в которых до революции жили тысячи человек, сейчас живёт 10, 20, 30 человек, и фактически во всех есть храмы, часовни, которые можно сохранить только путём заинтересованности выходцев из этих деревень. Очень важно, чтобы именно выходцы сохраняли свою малую родину. Может быть, один раз в год приезжали бы, например, на День деревни, который чаще всего раньше совпадал с престольным праздником храма, и участвовали бы в возрождении того, что строили предки. Потому что без этой связи с родиной человек теряет свою культуру, он перестаёт быть личностью.

   
   
Фото: pravoslavie.ru

- Местные жители помогают вам?

- Конечно. Бывает так, что мы только начинаем делать, а они заканчивают - и таких примеров множество. К примеру, в Вельском районе мы очистили часовню от мусора, стёрли похабные надписи, и местные жители сказали: «Дальше мы всё сделаем сами». Мы составили проект для реставрации часовни, просчитали всё необходимое, и вот прошло два-три года, нашёлся человек, который родом из той деревни, но давно переехал в город, и он взялся за дело. Он собрал всех, кто когда-то покинул деревню, и пошла работа: раскатали часовню по брёвнышку и заново, отреставрировав, собрали.

Хотелось бы, чтобы, условно говоря, каждый десятый летом съездил бы туда, откуда он родом и сделал бы что-то полезное для своей деревни. Даже если там нет храма или часовни, на кладбище бы траву покосил, оградку поправил. То есть чтобы люди возвращались на свою малую родину, это должно быть народным движением. Это ведь потребность русской души.

Фото: pravoslavie.ru

Клад в помёте

- Без чудес, наверное, не обходится?

- Чудеса происходят постоянно. К примеру, в храме Иконы Божией Матери Смоленской в Каргопольском районе, который в течение 80 лет был закрыт, наши волонтёры перед первой литургией проводили уборку. Как мы узнали, последний священник этого храма был отстранён от богослужения, он умер перед расстрелом в 1937 году.

Грязи было очень много. В основном это почти полутораметровый слой птичьего помёта на полу. И вот наши девушки, они были в респираторах, убирали этот птичий помёт в огромные мусорные мешки. Пыль стояла такая плотная, что лучи солнца еле пробивались сквозь неё.  Одна из девушек поднимает кусок птичьего помёта и понимает, что у неё в руках свёрток. Она говорит: «Девчонки, посмотрите, я что-то нашла». Прямо у неё в руках этот свёрток начинает рассыпаться, и она видит в этих лучах солнца яркий цвет золота. Это была серебряная и позолоченная Евхаристическая чаша прошлого века, которую спрятал священник для того, кто следующим будет служить литургию. Девчонки даже закричали от неожиданности. И когда они отвезли этот клад местному священнику игумену Феодосию, он в течение двух часов не мог говорить, настолько был потрясён. Ещё пример. Мы делали кровлю у храма, и тут пошёл ливень, который мог бы залить храм. И что видят наши работники? Ливень заканчивался в двух метрах от храма, а над самим храмом упали одна-две капли. И таких чудес много.
Фото: pravoslavie.ru

А ещё интересно, что люди меняются в лучшую сторону. Хотя они и находятся в экспедиции 5-10 дней, но за это время они становятся веселее, добрее, работоспособнее, ответственнее, сердечнее, и можно ещё долго-долго перечислять.

Досье

Протоиерей Алексей Яковлев  родился в 1975 году  в Воронеже, окончил Московскую духовную академию. Женат, воспитывает двоих детей.

Целью проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» является сохранение русского деревянного храмового зодчества. Экспедиции уже побывали в  Тверской, Вологодской, Архангельской областях, в Карелии, Коми, Марий-Эл. Организация не восстанавливает часовни, а занимаемся противоаварийными и консервационными работами. Если вы тоже хотите поучаствовать в поездках, оставить заявку на участие в одной из них можно на сайте проекта: www.obsheedelo.ru.