В минувшую неделю Архангельск посетила этно-группа «Айархаан», исполняющая традиционную музыку республики Саха (Якутия). На выступлении коллектива был полный аншлаг.
Само выступление выглядит так: две девушки стоят на сцене в традиционных костюмах, играют на хомусах и поют, изображая то крики птиц, то шум моря. Иногда даже создаётся ощущение, будто звуки издаёт не человек, а какой-нибудь аналоговый синтезатор. Мы встретились с руководителем группы Альбиной ДЕГТЯРЁВОЙ и выяснили у неё, чем похожи архангелогородцы на жителей Якутии.
Не больше трёх нот
- Сколько лет вы занимаетесь игрой на хомусе и популярна ли эта музыка в вашей республике?
- Я играю на хомусе сколько себя помню, буквально с двух лет. Это традиционный якутский музыкальный инструмент, но во времена моего детства он не был так популярен, на нём играли единицы. Мне посчастливилось родиться в семье, где все играли на нём – и родители, и братья, поэтому можно сказать, что звук этого инструмента я впитала с молоком матери и часто слышала его звучание у своей колыбели. А с семи лет я уже начала обучать других.
Хомус – один из самых древнейших музыкальных инструментов, он распространён буквально по всему миру – от нашего Севера до Африки. Для меня этот инструмент традиционен, а для многих из молодого поколения он, конечно, стал известен только в последние годы. Сейчас он очень популярен - года два-три назад в Якутске даже проходил международный конгресс хомуса, где мы установили мировой рекорд для книги Гиннеса по количеству музыкантов, играющих на нём (1344 человек – Ред.).
- Ваше выступление делится пополам – вначале вы исполняете музыку в традиционной манере, а во второй половине в песнях используются современные электронные ритмы. Зачем это нужно?
- Можно, конечно, обойтись и без электронных звуков, просто публика у нас бывает разновозрастная, и молодёжи нравится слушать музыку в современной аранжировке. Поэтому мы можем по-разному подавать своё творчество. Весь репертуар «Айархаан» - это мои авторские композиции, но в них слышны и традиционные мотивы. Они складываются по законам якутской народной песни – у нас не принято, например, использовать больше трёх нот и широкий диапазон голоса. В каждой композиции мне хочется передать философию моего народа – отношение к своей традиции, природе. Поэтому перед исполнением я немного рассказываю, о чём пою. Если это песня о стерхе – то мне хочется сказать, что у якутского народа особое, трепетное отношение к этой птице. Если песня о лошади – что это для нас не просто зверь, а священное животное и дар Всевышнего.
Северный характер
- И Поморье, и Якутия находятся на берегу Ледовитого океана. Есть ли в наших народах что-то общее, на ваш взгляд?
- Да, в Архангельске и Якутии очень похожие климатические условия, но мы почувствовали, что здесь даже холоднее – чувствуется дыхание Арктики, влажный морской воздух, сильные ветра. В Булунском районе Якутии, на берегу моря Лаптевых, очень похоже на Архангельск. А у нас в Якутске всё-таки воздух более сухой, днём - чистый купол голубого неба с золотым солнцем, а ночью – бездонный купол звёздного неба. А общее у наших регионов – это особый характер людей Арктики. Суровые климатические условия по-особому закаляют характер, и у людей отношение к жизни и друг к другу более тёплые, доброжелательные. Я знаю архангельский народный хор, очень известный, мы слышали ваш оркестр национальных инструментов. У вас очень интересный национальный колорит.
- В Поморье у молодёжи нет большого интереса к народному пению - им занимаются, в основном, люди в возрасте. Может быть вы посоветует, в какую сторону нужно двигаться нашему хору, чтобы стать популярнее?
- У нас раньше тоже было предвзятое отношение к народной музыке, было мнение, что этим занимаются только узкие специалисты, но лет 20 назад начал появляться интерес к своим истокам, фольклору. А сейчас просто бум: очень хорошо развивается прикладное искусство – традиционное шитьё, резьба по дереву, производство якутских ножей и другие. С размахом проводится наш национальный праздник Ысых, он был даже признан лучшим национальным праздником в России.
Я не могу предложить что-то для Архангельского хора, для меня это уважаемый и почитаемый коллектив. Чтобы популяризовать своё творчество нужно идти в ногу со временем, искать пути подхода к зрителю, новые способы подачи. Когда я только начинала заниматься игрой на хомусе, люди относились к этому как к пережитку прошлого, архаизму. Но я современный человек, и в то же время я обращаюсь к своим корням. Я пропустила эту традицию через своё сердце и хочу поделиться ей с людьми.
Смотрите также:
- «Мои «Церемоночки» не хуже «Бурановских бабушек», - говорит певица Алла Сумарокова →
- «Нужно сбросить пафос». Почему северяне перестали слушать народную музыку? →
- Вячеслав Бутусов ответил на вопросы Архангельских поклонников →