Про зеленую собачку, апельсины и Золушку. Архангельскому театру кукол - 85

Архангельскому театру кукол исполнилось 85 лет. Расскажите подробнее о любимых актёрах, которые много лет играют для наших детей и внуков.

   
   

О. Солоницына, Архангельск

Есть такие избитые фразы, как «стояли у истоков», «корифеи». Но, как ни крути, именно так называют тех, кто когда-то начал большое и самое важное дело всей своей жизни. Вот и в Архангельском театре кукол есть такие корифеи, которые однажды задали высокую планку, и театр до сих пор её держит. Это художественный руководитель и режиссёр Дмитрий Лохов, актёр Ростислав Киселёв и актриса Галина Ястребова. Все они пришли в театр 50 лет назад!

Что их привело в «кукольную жизнь», какие кризисы удалось пережить и как породниться со своими героями? Об этом мы и поговорили.

Какое одиночество?

«Лет с пяти я увлёкся театром,- рассказывает Дмитрий Александрович. - Я даже не знаю, откуда это у меня. Хотя отец играл в театре художественной самодеятельности и даже  гордился этим немножко. Мне очень нравилось самому ставить спектакли и дома, и для ребят во дворе, человек десять каждый раз собиралось - соседи, родители. Как-то  нашёл ящичек из-под фруктов с прорезями, взял карандаш, на него надел резинку и придумал мини-спектакль про приключение карандаша, бритвы и резинки. Помню, как мешал старшему брату готовиться к экзаменам. Он сидел за столом, у нас был красивый резной стол, а я возил по этой резьбе линейкой - добивался автоматной очереди для очередной постановки. Брат не выдержал, говорит: « Слушай, иди ты… куда-нибудь в кружок во Дворец пионеров! Я и пошёл».

Дмитрий Лохов - главный кукловод. Фото: Архангельский театр кукол

Ну а потом, почти сразу после школы, будущий главный режиссёр пришёл в театр кукол. «Когда было сложнее работать? - переспрашивает он. - В советское время было сложно из-за цензуры. Хотя нас она меньше касалась, чем драматических театров. Однажды пришлось доказывать комиссии, что у меня не было задумки сделать декорации для спектакля «Золушка» таким образом, чтобы они давали тень в виде крестов, ну это же глупость. Иногда приходилось использовать отвлекающий манёвр. Условно говоря, в спектакле ни с того ни с сего появлялась «зелёная собачка» - такой провокационный момент, который комиссии точно не понравится. Комиссия, естественно, обращает на него внимание - просит убрать. «Хорошо, мы прислушаемся, уберём», - соглашался я как бы неохотно. И больше они ничего уже не трогали. Это не я придумал, так делали во всех театрах».

Или вот поставил Дмитрий Лохов свой первый спектакль «Солнечный лучик», там тема детского одиночества: сидит Мышонок в подвале, один, ему грустно. Комиссия опять недовольна, мол, про что это? «Про детское одиночество», - отвечает он. «Какое у детей может быть одиночество?» - не понимают члены комиссии. И тогда режиссёр отправляет их… почитать польского писателя Януша Корчака, где всё написано. «Но всё равно, это было замечательное время, - улыбается Дмитрий Александрович. - Сегодня проблем не меньше, чем раньше, просто это другие проблемы. Но в том, что касается творчества, плюсов у этого времени гораздо больше».

   
   

Что там - за ширмой?

Ростислав Киселев - в роли Играющего в "Шальной сказке". Фото: Архангельский театр кукол

Ростислав Дмитриевич Киселёв вспоминает, как играли спектакли в тяжёлые 90-е годы. «На работу мы ходили пешком, многие – издалека, но в творческом плане был такой азарт, такая жадность до работы! Столько свежих идей было, каждый спектакль - это что-то новое, мы погружались туда с головой. Как-то наш режиссёр сказал: «Я понимаю, что сейчас очень трудно, но у вас есть несколько часов, когда можно забыть о тяготах. Так что пользуйтесь этим, и тогда все проблемы на время уйдут». Это он про репетиции говорил, про спектакли… Что удивительно, зрителей тоже много тогда приходило, околотеатральная жизнь буквально бурлила!»

Он вообще считает, что в самые тяжёлые времена театр спасает. Все архангелогородцы помнят, когда взорвался целый подъезд по пр. Советских Космонавтов, 120, и погибло много людей. Так вот в те дни у него был прямой эфир на радио. Позвонила женщина и сказала: «Спасибо огромное за ваш спектакль «Любовь к золотому апельсину», мы пришли к вам в театр и на какое-то время забыли про то горе, которое произошло».

Вообще, Ростислав Дмитриевич работает в театре с 1967 года. Он из тех, кто «вырос за кулисами». До 12 лет детство проходило в театре. Они, дети, были первыми зрителями и первыми критиками. «Всегда оставалась загадка, что там - за ширмой», - улыбаясь, вспоминает он.

Впрочем, он сделал попытку «наступить песне на горло», попробовал учиться на инженера. Но искусство перевесило. В театр он пришёл, что называется, «с улицы», прошёл прослушивание и сразу получил главную роль. Особенно дороги ему спектакли «Чайка» и «Хамлет, датский принц». Почему? Потому что сложно дались. «Однажды нас собрал Дмитрий Александрович и сказал: «Будем ставить «Чайку». Мы остолбенели: как? В театре кукол «Чайку»? Это одна из сложнейших пьес. То же самое произошло и  с «Хамлетом». Мы не представляли, как можно поставить двухчасовой спектакль в перчаточных куклах! Однако оба эти спектакля имеют огромный успех!»

Как «схватить» мачеху?

Галина Ястребова с 1990 года играет в спектакле "О страшном драконе...". Фото: Архангельский театр кукол

В гримёрке у Галины Ястребовой уютно: столик с подсветкой, маленький электрический чайник, яркий диван, в открытом шкафу расположились разноцветные костюмы. Актриса признаётся, что за много лет выработалась привычка: приходить за 2 часа до спектакля. «Ну как же, мне нужно настроиться, заранее увидеться со всеми», -  говорит она. Галина Анатольевна тоже, можно сказать, классически стала актрисой: как ни сопротивляйся, ни отгоняй эти мысли, а судьбу не обойдёшь. «Я думала, что стану врачом, - рассказывает она. - У меня две тёти - врачи. И мои близкие уже привыкли, что я в детстве постоянно с трубочками ходила, слушала всех». Но трубочки однажды уступили… стихам. «Дело в том, что я в школе хорошо читала стихи, - признаётся она,- помню, как выйду к доске, а голос был громкий, и вот уже жест, какой надо, пошёл - в роль, можно сказать, вживалась». Ребята смеялись, учительница хвалила. Вот, кстати, учительница по русскому языку и литературе и сыграла главную роль в выборе профессии, она так интересно читала нам книжки, мы заслушивались!»

Юная Галя даже самой себе боялась признаться, что хочет стать артисткой. Однажды она посмотрела спектакль «Звёздный мальчик» - и всё! «Спектакль не выходил у меня из головы, - вспоминает она. - Я поняла, что хочу заниматься только этим». Хотя и пробовала после школы поступать в медицинский институт.

Одна из любимых её ролей - мачеха в «Золушке», поставленной в начале 80-х. «Мачеха у меня никак не получалась, здесь же всё идёт от куклы. Обычно я смотрю на куклу и вижу, какая она, начинаю «схватывать». А вот мачеха никак не получалась, ещё и зубы у неё торчали. Мы год репетировали, но не совпадает она со мной, и всё тут. Уже и спектакль играть пора, и тут вдруг я поняла, что она должна не выговаривать буквы, пришепётывать: «Мы уезжаем на бал, а ты Зовуфка, остаефся одна, ты фделай это, фделай это». И мачеха у меня пошла! - восклицает она. - Надо уметь куклу увидеть, понять, принять и дать ей своё внутреннее состояние, чтобы она была живой, потому что зрители не на меня должны смотреть, а на куклу. Так что спектакли даются нам слезами, потом, кровью. Зато, когда видишь счастливые глаза зрителей, это не описать словами!»

Справка

 В 1996 г. Архангельский театр кукол первым в стране стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска». Рождественское представление «Вертеп» получило «Маску» в номинации «Лучший спектакль театра кукол».

Через семь лет на «Золотую Маску» в нескольких номинациях был выдвинут спектакль «Хамлет - датский принц», кукольный трагифарс для взрослых зрителей. Лауреатом премии стала актриса Светлана Михайлова за исполнение роли Хертруды (номинация «Театр кукол. Лучшая женская роль»).

В 2018 г. театр стал лауреатом Национальной театральной премии «Арлекин» «За весомый вклад в развитие детского театра России» (Специальная премия Союза театральных деятелей РФ).  Сегодня в репертуаре театра 49 спектаклей.